В последние месяцы в России наблюдается рост мошеннических схем, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством. Ловкие аферисты маскируются под управляющие организации и товарищества собственников жилья, распространяя фальшивые сообщения. Они обманывают граждан, заставляя их передавать личные данные и показания счетчиков через поддельные боты, пишет Дзен-канал "РосКвартал - первая экосистема сервисов ЖКХ".
Как работают мошенники
По данным МВД России, злоумышленники отправляют сообщения в популярных мессенджерах и социальных сетях, угрожая отключением воды, газа или электроэнергии. Сеансы запугивания подкрепляются сообщениями о крупных штрафах за непереданные показания индивидуальных приборов учёта (ИПУ).
Главная цель мошенников – заставить жертв быстро отреагировать. Они предлагают «незамедлительное решение» через телеграм-бота, который имитирует официальные сервисы, например, ГИС ЖКХ. Бот запрашивает конфиденциальную информацию, включая ФИО, данные паспорта, СНИЛС и номер телефона.
Последствия и ловушки мошенников
После ввода данных жертва получает фальшивое уведомление «от Роскомнадзора» о том, что её данные были перехвачены мошенниками. Следует перейти по указанной ссылке, где потенциальная жертва оказывается в ловушке лжесотрудника. Этот «специалист» использует собранные сведения, чтобы выманить коды из SMS, реквизиты банковских карт или даже убедить перевести деньги на «безопасные счета».
Как защитить себя и своих соседей
Управляющим организациям и ТСЖ настоятельно рекомендуется информировать жителей о новых схемах мошенничества. Важно размещать предупреждения в общих помещениях, домовых чатах и группах в социальных сетях. Необходимо перечислить легитимные способы передачи показаний и как связаться с реальными исполнителями ЖКУ.
Собственники должны помнить о необходимости проверять информацию, используя официальные контактные данные управляющей компании или банка. В случае подозрений на мошенничество следует незамедлительно обращаться в правоохранительные органы.