Тайны постного чая: что пили русские в дни строгого поста?

Тайны постного чая: что пили русские в дни строгого поста?

Старинная традиция русского чаепития была неотъемлемой частью культуры, особенно в періоды поста. Русские соблюдали Великий, Петровский, Успенский и Филиппов посты, а также постились каждую среду и пятницу. В эти дни сладости, такие как сахар, оказывались под запретом, поэтому для сладости использовали альтернативные средства, сообщает Дзен-канал "Чайный Дом Сугревъ".

Почему сахар стал запрещенным?

Сахар, как известно, в прошлом не всегда считался безобидным продуктом. До начала 20 века его очищали с помощью костяного угля – получаемого из бычьих костей – и даже осветляли альбумином из крови. Это вызывало у набожных людей опасения, и сахар стал рассматриваться как «скоромный» продукт.

Чем заменяли сахар в пост?

Во времена поста его обычно заменяли медом и изюмом. Особенно популярным был кишмиш или «коринка». Для любителей чая с молоком предлагалось миндальное молоко, которое готовили, обваривая и истолкая миндаль, а затем разбавляя водой. Такой напиток часто сочетали с изюмом и использовали даже в обычные дни.

Чай с постными лакомствами в литературе

Интересно, что образ постного чая встречается в многочисленных произведениях русских писателей. Например, Михаил Погодин писал о помещиках, которые пили чай с липовым медом по средам и пятницам. В пьесе Островского персонаж Ширялов также замечал, что в пост чаем не пьют с сахаром, а только с медом или изюмом. Классические произведения таких авторов, как Лесков и Ушаков, продолжают освещать популярность чая с изюмом и миндальным молоком.

В романах Толстого и Горького описываются моменты, когда чаем с изюмом угощали гостей, подчеркивая важность этого лакомства во время поста. Так, даже газеты того времени упоминали о том, что к чаю предлагали изюм вместо обычных сладостей. Постные примеры четко подчеркивали социальный контекст и обычаи, которые влияли на чайный этикет.

Источник: Чайный Дом Сугревъ

Лента новостей