В сентябре 2023 года Санкт-Петербургский городской суд принял важное решение, которое стало знаковым в сфере образования. Педагог с 14-летним стажем была уволена за систематическое унижение своего 10-летнего ученика, что привело к его серьезным психологическим проблемам. Суд признал увольнение законным, подчеркивая важность защиты детей от насилия в учебных заведениях, пишет Дзен-канал "Myjus.ru - Практический электронный журнал.".
Тревожные сигналы
В марте 2023 года мама Андрея (имя изменено) написала письмо в школу о том, что ее сын переживает настоящий стресс перед каждым занятием по гитаре. Она сообщила: "Он плачет и говорит, что чувствует себя бездарем, ему кажется, что лучше умереть, чем снова увидеть свою учительницу". Такой негативный опыт с педагогом Б., работавшей в школе с 2009 года, стал причиной обращения к администрации.
Число шокирующих фактов растет: в таблице оценок мальчика значились низкие баллы, а на уроках преподаватель сравнивала его с другими детьми, унижая его перед классом фразами типа: "Смотри на Сашу! Он талант, а ты позор для класса!". Даже когда Андрей шёл на слезы, она советовала бросить музыку, уверяя его, что у него ничего не получится.
Изменения к лучшему
После перевода к другому педагогу, психологическая экспертиза подтвердила наличие у Андрея клинической депрессии и тревожного расстройства. Но спустя всего два месяца, его состояние значительно улучшилось. Директор школы оценил ситуацию и уволил Б. по пункту 2 статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации, касающемуся применения методов воспитания, связанных с психическим насилием.
Учительница подала в суд, заявляя, что действовала на благо ученика и лишь "мотивировала" его. Однако проведенные расследования подтвердили: регулярные унижения, неправомерные оценки и психологическое давление действительно имели место.
Проблема в образовании
История Андрея — не единичный случай. По данным 2024 года, в России было зафиксировано около 120 000 дисциплинарных взысканий к педагогам из-за нарушений этики, и каждый пятый случай касался психологического насилия. Образование должно быть местом, где развиваются личность и способности, а не ареной для травли.
Важно помнить, что простые, но эффективные подходы к критике могут снизить риск травматизации учащихся. Ситуация с педагогом Б. является серьезным напоминанием о необходимости соблюдения этических норм в образовании и защиты прав детей.