В вопросах списания долгов от банков нередко возникает путаница: считается ли долг погашенным, если банк сам списал его за счет резервов? Новый случай гражданина Б. стал настоящим поводом для обсуждения, в котором разобрались суды всех инстанций, включая Верховный суд.
Предыстория дела
В 2012 году гражданин Б. оформил кредитную карту в известном банке. Пользуясь ею, он не всегда своевременно погашал задолженность, что привело к значительному накоплению долга. В 2017 году банк пошел в суд, добиваясь взыскания задолженности с должника. Однако спустя три года, Б. добился отмены судебного приказа, сославшись на то, что не получал его копию по причине того, что не жил по адресу регистрации.
Судебные разбирательства
После отмены приказа банк вновь подал иск о взыскании долга. В суде была представлена документация, подтверждающая сумму задолженности. Однако более интересный момент заключался в том, что еще в 2018 году этот долг уже был списан за счет резервов банка. Тем не менее, после отмены судебного приказа, сумма долга снова оказалась на счете как просроченная, что возмутило Б. Он настаивал на том, что если долг был списан, его нельзя повторно взыскивать.
Тем не менее, суд первой инстанции занял сторону банка. Судьи подчеркивали, что задолженность действительно существовала, а списание долга не значит автоматического прощения обязательства. Апелляционный и кассационный суды согласились с этой позицией.
Решение Верховного суда
Верховный суд четко обозначил: списание долга — это не то же самое, что прощение. Согласно статье 415 Гражданского кодекса РФ, для полноценного прощения долга кредитор должен уведомить должника, а обязательство прекращается только с момента получения такого уведомления. Списание долга на внебалансовый счет не освобождает должника от его обязательств. Таким образом, обязательства Б. остались в силе, и он по-прежнему должен погасить оставшуюся задолженность (Определение Верховного суда по делу № 89-КГ24-8-К7).